В последнее время многие молодые люди задумываются о своей конкурентоспособности в работе. Увеличение требований по отношению к современным кандидатам заставляет их стремиться получить не только достойное образование, но и стать высококвалифицированными специалистами в выбранной ими сфере. У современного человека есть несколько путей развития:
1) Приобрести опыт в работе и стать практическим специалистом в выбранной сфере.
2) Получить второе либо дополнительное образование, помимо основного.
3) Продолжить образование и поступить в магистратуру/аспирантуру.
«Зачем учиться, когда можно работать и все равно стать отличным специалистом?» этим вопросом часто задаются работники различных предприятий. Да, можно работать и нарабатывать практическую значимость себя, как специалиста, однако работа в одной сфере всегда накладывает на человека стереотипность, иногда – снижает кругозор. Не важно, второе или третье образование, переподготовку на специалиста в иной отрасли, магистратуру или аспирантуру осваивает человек, любая из перечисленных выше вещей заставляет его думать глобально и обширно, убирает стереотипность и шаблонность мышления.
Что такое аспирантура?
Это программа подготовки высших научных кадров, которая включает в себя исследовательскую деятельность. Ранее аспирантура была доступна малому количеству людей, в связи с тем, что поступление в высшую школу требовало специального разрешения университета. Сейчас поступление на программу подготовки высших научных кадров стало проще, любой желающий может поступить туда, имея университетское образование, на конкурсной основе, очно либо заочно. К сожалению, аспирантура как школа подготовки высших учебных кадров, утратила статус научно-исследовательской деятельности и стала считаться аналогом высшему образованию.
Некоторые молодые люди идут учиться в аспирантуру потому, что данный вид деятельности престижен в обществе, но не потому, что им интересна наука, как таковая. К сожалению, люди, которые идут в науку не ради любви к знаниям, а потому, что им нужно повышение их статуса, частое явление в жизни. Нельзя судить прагматично думающих специалистов, так как часть из тех, кто приходит за престижностью, нередко к концу обучения увлекается научными концепциями и становятся полноценными учеными, защищающими кандидатскую диссертацию и продолжающими образование в выбранной ими сфере.
Итак, образование в аспирантуре имеет, минимум, несколько преимуществ:
1) Повышение конкурентоспособности кандидата на выбираемую им должность.
2) Расширение кругозора отдельной личности в процессе изучения нового материала.
3) Участие в научно-исследовательской деятельности, создание апробированных методик и возможность поездок на международные форумы и конференции.
4) Наличие дополнительного выходного дня, который посвящается работе по кандидатской диссертации.
5) Наличие тридцатидневного оплачиваемого отпуска в году, для сдачи экзаменов/зачетов, при условии, что направление подготовки в аспирантуре соответствует профилю работы специалиста.
«Минусы»
Однако работник, твердо решивший стать высококлассным специалистом, должен учитывать следующие минусы в освоении новых знаний:
1) Учеба в аспирантуре занимает достаточно много времени. Независимо от того, будет ли выбранное направление очной формой обучения или заочной, аспирантура как программа подготовки высших кадров требует дистанционной работы (Чтение необходимой литературы по теме диссертации, составление библиографических списков, написание статей).
Кстати, на MneMag вы можете писать свои статьи и добавлять их на сайт. Чтобы добавить свою статью необходима регистрация.
2) Обязательная сдача кандидатских экзаменов (два обязательных: философия и английский язык, один по выбранной специальности).
3) Аспирант должен написать минимум две статьи в год, но желательно, чтобы им было написано не менее пяти статей. Каждая статья должна быть напечатана в журнале от ВАК (Высшая аттестационная комиссия) либо РИНЦ (Российский индекс научного цитирования).
4) Защита кандидатской диссертации требует большого количества денег. Аспирант может пройти предзащиту и отказаться от полноценной защиты, однако в этом случае им не будет получена кандидатская степень.
У каждого аспиранта есть свой научный руководитель, который направляет его деятельность по кандидатской диссертации. Обычно это доктор наук по определенной специализации (юридической, педагогической, психологической и т.д.) или профессор. Научный руководитель помогает аспиранту сформулировать тезисы в написанных последним статьях, редактирует кандидатскую диссертацию, помогает оформить практику и отчеты по научно-исследовательской деятельности, а также присутствует на заседаниях кафедры.
Каждый человек самостоятельно решает, хочет ли он продолжать обучение в аспирантуре или нет.